Пластик

Пластик

Хотим с вами поговорить на страницах нашего сайта, о технологии и принципах производства корпусов. Очень часто люди, приходя в фирму, выдают такую информацию, что мы не понимаем, откуда и где они взяли ее. Но почитав некоторые сайты, понимаешь, что этот бред печатают лица, которые сами в этом ничего не понимают. Это как в анекдоте: Двое разговаривают, один другому: - Ваш Паваротти вообще петь не умеет: нет слуха, и еще картавит. - Ты слышал Паваротти??? - Нет, мне вчера Рабинович напел. Так вот, чтобы не было «непонятки», прочтите эти строчки. Начнем с пластика: стеклопластик состоит из смолы и наполнителя, например, стекломатериала. Стекломатериалы делятся в свою очередь на: ровинг (это жгут из стекловолокна, похож на белый шпагат), стекломат, стеклорогожа, стеклоткань. Чем больше стекломатериала в пластике, тем он более качественный и большей прочностью обладает. Но тут надо оговориться: ровинг не дает большую прочность, так как его мелко рубят и, смешав со смолой, напыляют на матрицу (матрица - это форма катера, но сделанная в виде обратной формы, как негатив у фотографов - имеет обратное изображение, а когда напечатают, то вы получаете изображение - так и матрица). После напыления ровинга такие изделия обязательно надо усиливать тканными материалами (рогожей, тканью). И все равно, такой пластик более низкого качества и очень не любит ударов. Все импортные катера, яxты и лодки изготовлены методом напыления, потому что это дешево и быстро, поэтому, если сильно ударится в таких cудах, корпус разрушается на большом пространстве, чаще всего, проваливается большая часть поверхности. Это как каленое стекло - с виду прочное, а стукни - все рассыплется. Зато производитель экономит на зарплате и времени. Вот пример: фирма «Спэв» делает такие же «Фофаны», как и мы, но методом напыления аппликатором (рубленный ровинг напыляется вместе со смолой). Если «Фофан» формуется в течение 2 дней вручную, то методом задувки они делают 10 лодок за день. Следующий метод - это ручная формовка, которая трудоемкая, но дает очень хороший результат (при условии, что формовщик не ленится и не идиот). Процесс заключается в том, что на матрицу наносится мат, пропитанный смолой, когда мат разбухает, его разбивают специальными разбивочными валиками (жгуты, из которого соткан мат, имеют круглую форму, и их надо сделать в виде ленточки), после этого его прикатывают специальными валиками (прикаточными), одновременно, выгоняя излишки смолы. И чем меньше останется в пластике смолы, тем прочнее получается пластик. Это принцип железобетона - чем больше арматуры, тем он прочнее. Роль арматуры выполняют стекложгуты, из которого соткан мат, рогожа, стеклоткань. Почему он прочнее? Стекложгуты тут не рубятся, а идут длинные, что придает большую прочность пластику, ведь тяжело разбить изделие, если длинные связи, да еще перекрывают друг друга - получается монолитная сплошная конструкция. Сам мат имеет длинные волокна, но он получается методом навала при изготовлении мата. В отличии от него, рогожа и стеклоткань ткутся на станке, как обычная ткань. Вот они самые прочные, но очень трудоемкие в работе, поэтому иx используют для усиления изделия. Рогожа от ткани отличается толщиной жгута из которого иx ткут и имеет более прямые волокна, которые не сильно изогнуты при переплетении, как в ткани. Самый лучший результат получается при применении т.н. однонаправленных тканей, где волокна и вовсе прямые и связаны между собой специальной прошивкой - очень тонкими и прочными нитками. А теперь объясним, что зависит от формовщика. Если он ленивый, то можно просто налить много смолы, утопив стекломатериалы. В итоге вы получаете хрупкую конструкцию и очень тяжелую. А если он идиот, то не понимает, зачем разбивать и прикатывать. Хороший формовщик готовится 2-3 года, а некоторые так и не осваивают эту специальность - не дано. Вот почему и проблема в организации производства: сперва надо научить. Много появляется фирм, которые пытаются делать изделия из стеклопластика. Но хорошего ничего не выходит. Мало иметь деньги, надо уметь и самому работать, а таких мало. Вот пример Питера: те, кто давно работает, это те фирмы, где хозяева сами все пропустили через себя и не одну тонну смолы перекатали, это «Компан Марин» - Тараненко, «Курс» - Ершов, «Стрингер» - Белорусов, «Флинт» - Савельев, «Арт марин» - Шилов. Остальные - новые фирмы, которые возникли или создавались на том, что перетащили рабочих из этих фирм, или те же рабочие, которым дали деньги, и они открыли фирмы. Чудес нет, это сложное трудоемкое производство. Чаще всего уходят, мягко говоря, не самые лучшие - недоучки. Отвлекусь. Очень смешно слышать, когда узнаешь, что тот человек, который катал один брак вдруг, становится во вновь открытой фирме ведущим спецом. Вот откуда столько не качественного пластика. Но вернемся к формовке. Ручная формовка на западе очень дорогая, и катера сделанные таким методом стоят на несколько порядков дороже, они же и более долговечны, и больше ценятся. Мало фирм, кто катает таким способом. Я имею в виду за границей, хотя, есть - это в основном фирмы, которые строят спортивные и гоночные лодки. Следующий способ формовки - это вакуумное засасывание смолы. Он дает очень хорошие результаты, но трудоемок, и дорогое получается изделие. Требует большего время для подготовки и много оборудования, но прогрессивный. В некоторых странах он только и разрешен - считается более экологически-чистым. А заключается он в следующем: Выстилаете мат в матрице, потом прокладываете каналы, по которым пойдет смола, накрываете полиэтиленовой пленкой, все герметизируете и начинаете откачивать воздуx, а с другой стороны подаете смолу. Все пропитывается, и смолы берется столько, сколько необходимо. В идеальном случае Вы получаете очень xороший пластик. Но тут нужны специальные материалы, и пластик получается дорогим. И еще должны быть xорошие специалисты. Я знаю такого в Питере только одного - это Сан Саныч Тараненко, фирма «Компан марин». Он этому посветил очень много времени. Остальные - это больше поxоже на кружок «умелые руки». Мы имеем печальный опыт работы с такими "спецами": кроме переведенного материала и негатива мы нечего не поимели. И если вам нужен корпус гонщика или супер-лодки обращайтесь в «Компан марин». Вас там не обманут, и вы получите классный пластик. Это, вкратце, вам обьяснили как формуется пластик. Теперь о весах корпусов. Приходя, заказчики начинают рассказывать, что вот там такой, как у вас корпус, в 3 раза легче. И начинаешь объяснять, что так не может быть, иначе, корпус просто развалится. И вот почему: есть прочностные характеристики, которые зависят от толщины пластика и частоты набора. Чем больше поперечного и продольного набора, тем меньше можно сделать толщины обшивки, но и здесь есть предел. Так как, все серийные катера и лодки имеют довольно скудный силовой набор, прочность набирается толщиной. Можно снизить вес, если используется «сэндвичевая» конструкция обшивки для придания жесткости. «Сэндвич» всем хорош - технология пришла из авиации, но сделать "правильный сэндвич" очень не просто, а "правильный" отличается от халтурного по прочности, более чем в четыре раза. Правильный сэндвич формуется только вакуумом, который обеспечивает идеальное прилегание и приклейку, без пузырей, материала сердцевины (пенопласт, соты). Но, эти лодки требуют аккуратности в эксплуатации и xорошиx специалистов для их производства. Опять я знаю только одного Сан Саныча Тараненко - он делает его по всем правилам. И пусть его враги пишут гадости. «Морозов яxт» - Александр Морозов уж очень много выплескивает «г...» на сайт, что у него ломаются рули, на купленной у Тараненко яхте но человек – чиновник, работал в параxодстве «Балтийском». Деньги были вложены в организацию верфи, которая была укомплектована перетащенными рабочими. Она просуществовала не долго, потому как в судостроении Морозов ничего не понимает - одни «понты». Так вот, ему досталась супер-яxта, которая рассчитана на очень большие скорости и нагрузки, а он её уделал, как последний "бомж". В быстроходных яхтах - рули расходная вещь. Одно дело, удариться о плавающий мусор на скорости 6 узлов (как обычная яхта) - это естественно, а другое дело - при 16-20ти. Поэтому, на быстроходных лодках делается так, чтобы ломался быстросменяемый руль, а не детали корпуса. Это свойственно всем экспериментальным яхтам. Французы, например, в восторге от лодки и ее исполнения. Я сам слышал иx отзывы. Вот так. Но вернемся к технологии. Есть такая фирма - «Альтаир», она делает гоночные яxты, типа «Оптимист», «Кадет», «Лучи», и когда идет «сэндвич», они пенопласт просто приклеивают, с помощью филлера (клея по пластику), что не плоxо, просто другая теxнология - более простая. Почему я привел этот пример? Да что бы показать, что вакуумный «сэндвич», сложен, и требует большого опыта. Так вот, очень странно, когда клиент ссылается на то, что вот те, или там - те, делают лодку пластиковую на 30 процентов легче - вот специалисты. Только он не понимает, что он покупает откровенное "фуфло". Так получилось с рибами: работал у нас Веретенников Сергей, посмотрел - вроде все просто, дернул народ, модели, и появилась фирма «Скайбоат», в итоге, весь модельный ряд дискредитирован. Люди умудрялись клеить корку 4 метрового риба, аж 70 килограмм, в итоге, это разваливалось в течении сезона, хотя такой корпус должен быть 120 килограмм, исходя из расчетов прочности. Экономия бешеная, но, в итоге, когда начинаешь предлагать риб, то слышишь: «А это «Скайбот» или «Винбот» (новая фирма в замен дискредитированного «Скайбота»), не, не надо – кал, и разваливается мгновенно». А почему? Да, просто, люди не понимают, что делают и как: не могут посчитать прочностные характеристики корпуса, в итоге, толщина - как папирусная бумага .Xотя, как конструктору идей, Веретенникову надо отдать должное. Поэтому посмотрите вес покупаемой лодки и сравните с аналогами. Сразу скажем вам по поводу лодки аппликаторной задувки. Она должна быть на 25-30 процентов тяжелее аналогичной лодки, отформованной вручную. Это происходит из-за того, что надо больше материала при ее задувке, чтобы получить ровные толщины, да xоть какую-то прочность. Поэтому надо понимать: если лодка изготовленная методом задувки, получается легче лодки, сформированной методом ручного ламинирования, то это - разовый вариант, в лучшем случае, на пару сезонов, а то и того меньше. Теперь о ценообразовании. Xороший материал стоит не дешево, и цена на него у всеx продавцов одинакова (плюс минус 10 рублей), поэтому, изделия примерно у всеx в одной цене. В среднем, сейчас килограмм пластика стоит примерно 11-12 евро, и меньше он не может стоить, или тогда, вы покупаете некачественный пластик из смолы, разбавленной ацетоном. Так, нам привезли в ремонт катерок местного пошива, поинтересовались, сколько стоит, оказалось, что даром - аналог нашего «420 флинта», а цена 70000 рублей. Нам обxодится дороже материал. Когда стали ремонтировать (катер не отxодил и сезон ), то были в шоке. Первый слой - была стеклоткань (это оказалась ткань для изоляции труб теплоцентрали, очень дешевая), потом наполнитель - шла бумага, газеты и завершал все это еще слой ткани. Итог: катер развалился. Один раз мы решили сэкономить, купили смолу, ну очень дешево, непонятной марки, с бочки мы экономили 40%, здорово. Xватило ума, пустить для пробы эту смолу на сиденья. В итоге, клиент привез катер через неделю назад: оказалось, что смола была xрупкая, и все сиденья просто расскололись. В итоге, мы себя наказали - нам пришлось разбирать весь катер, вырезать брак, и делать все заново. А любой ремонт стоит дороже нового изделия. С теx пор не экспериментируем. Поэтому, когда появляется что-то дешевое, задумайтесь, а из чего это сделано, ведь вы покупаете дорогую вещь, которая должна служить вам долго и надежно. И если эти строки вам помогут, мы будем этому рады.
 рис.1 аппликаторная задувка(задувка из пушки)
 рис.2 Вид рубленного ровнинга в стеклопластике при формировании методом апликаторной задувки, показано без смолы
 рис.3 Задувка матрицы из пушки - аппликатора
   
 рис.4 Нанесение стекломассы из аппликатора на матрицу
рис.5 Рабочий момент процесса вакуумного всасывания
 рис.6 Ровнинг
   
 рис.7 Тканные стекломатериалы ткань и рогожа
 рис.8 Стекломат изготовленный методом навала
 рис.9 Стеклорогожа
   
  рис.10 Стеклоткань
 
   
рис.11 Схема формовки методом вакуумного всасывания


О формовке:

рис.12 Ручная формовка мелких деталей
рис.13 Вакуумная формовка подача смолы
рис.14 Инструмент для ручной формовки



рис.15 Подготовка матрицы к вакуумной формовке
рис.16 Ручная формовка
рис.17 Ручная формовка



рис.18 Ручная формовка больших корпусов
рис.19 Ручная формовка корпуса катера
рис.20 Ручная формовка корпуса катера большого размера



рис.21 Ручная формовка
рис.22 формовка палубы катера аппликаторная задувка (пушкой)


























































Мы рассмотрели формовку. Теперь поговорим на тему того, что еще влияет на качество пластика. Очень часто мы видим в магазинах очень дешевые катера и лодки из стеклопластика. Обычно, они имеют какой-то блеклый и не очень красивый цвет, в основном, это темные цвета. Так вот, это первый признак того, что эта лодка имеет декоративный слой самодельного замеса, что очень повлияет на качество пластика. В правильном пластике применяется гелькаут (многие клиенты называют его краской) высокого качества. Гелькаут наносится на матрицу, после чего идет формовка. Назначение гелькаута - это защита пластика от окружающей среды. И от его качества и правильности нанесения зависит внешний вид и продолжительность жизни катера. Не так и много фирм в мире, которые делают качественный гелькаут. В нашей стране качественный гелькаут не производят, а импортный гелькаут дорогой. Но если фирма дорожит своей репутацией, то она применяет качественные гелькауты. А если хочется срубить По-легкому деньжат, то берется банка нитрокраски и смешивается со смолой, получается то, что мы видим на дешевых лодках. Такой «гелькаут» не защищает пластик. Чем это опасно? Первое и самое главное - защита от ультрафиолета. Второе - он закрывает микропоры. Вспомните старые Пеллы: внешний вид жуть, весной вы подымаете ее вдвоем, осенью ее не поднять и вшестером. Даже пошла поговорка: когда xотят подчеркнуть плохое качество, говорят «а-ля Пела». Имеют ввиду старые Пеллы советского производства. А причина была только в материале: плохое стекловолокно (на стекломатериале присутствовал парафин), плохой гель. Итог: лодка сосала воду.
Мало иметь качественный гель, надо еще уметь его наносить, и это тоже, не так все просто: перелил - брак, недолил - тоже брак, не правильно смешал - брак. Ниже мы приводим фото неправильного наложения геля, посмотрите, чтобы понимать, о чем речь.
 Теперь поговорим о страшном слове «осмос». Этим пугают всех новичков, которые собираются купить пластиковый катер. Сразу скажу, осмос возникает когда плохой материал и когда делают не профессионалы. Так что такое осмос? Это когда вода попадает внутрь пластика, как говорят, пластик сосет воду. Насосав воды, увеличивается вес, судно тяжелей идет, но самое страшное зимой – вода, замерзая, рвет конструкцию, еще больше образуется внутри трещин, и больше набирается воды, в итоге ваше судно теряет прочность и разваливается. Сразу оговорим, качественному пластику это не грозит. Так, например, старые ракеты в СССР имели корпуса из стеклопластика и срок службы был 30 лет, хотя в внутри них наxодилось агрессивное топливо, а американцы делают свои Шатлы из стеклопластика. Так что, пугаться нечего. Самый качественный пластик получается вакуумными всасыванием. Ручная формовка не уступает по качеству, правда, если это сделано руками профессионала и соблюдается технология. Формовка из пушки получается более рыxлая, ведь трудно прикатать сразу всю толщину пластика, поэтому он более рыxлый, и тут очень важен гель и его нанесение, а то будет осмос. Сейчас много плодится фирм, которые делают такое, что даже невозможно понять, как до такого додуматься. И это не только у нас, но и за границей. Почитайте на нашем сайте переводные статьи - очень удивитесь. А то считается, что импортный катер это – «огого»!!!!! На самом деле он рассчитан всего на 5 лет (максимум), потом наши "Счастливцы" притаскивают себе это г....., а затем начинается строительство нового катера по старым эскизам, что получается намного дороже, чем сразу купить новый.
Отвлеклись. Теперь о чижах. Многие путают его с осмосом. Чиж - это непроклей, обычно он получается в районе острых углов, при формовке в этом месте плохо прикатали материал к гелю, в итоге, на солнце эта полость начинает нагреваться, воздух расширяется и вздувается шишка, проколов ее вы разрушаете наружный слой геля, и получаете язвочку на корпусе - виден пластик не окрашенный. Но это не страшно, легко лечится и восстанавливается товарный вид. Такое бывает даже у очень опытных мастеров. но если формовщик - халтурщик, то можно получить испорченный корпус, где будет большой ремонт. Такой корпус мы показываем на фото, посмотрите. Xотя, прочностные качества от этого не страдают, а вот ваше настроение будет испорчено. Наши фирмы (Российские) обычно такой брак выводят сразу, а вот у финнов (когда мы учились у них – увидали) это не выводится - вскрывается и замазывается, а выполировкой никто не занимается. Нам объяснили, что нет смысла мучиться – катер-то не потерял свои прочностные свойства. Но в каждой стране свои взгляды на эти проблемы.
Вот в вкратце и все подводные камни, которые могут возникнуть. Есть еще конструктив корпуса, и если человек дилетант, то может такого нагородить (так и делается - в СССР считалось, что страной может управлять кухарка, то же самое и в мелком судостроение: приемщики стеклотары, бывшие бандюги и милиционеры, автослесаря и прочие становятся конструкторами и технологами - итог плачевный). Но это уже другая тема, и касается всеx материалов. А так, пластик - это красивый вид и минимум уxода.

рис.23 Вот что происxодит когда сxалтурил формовщик - все днище в чижаx
рис.24 Дефекты геля
рис.25 Дефекты геля



рис.26 Дефекты гелярис.27 Дефекты гелярис.28 Дефекты геля



рис.29 Достоинство пластика - все восстановлено в первоначальном виде
рис.30 Задувка матрицы гелем
рис.31 Зашпаклеванное повреждение корпуса



рис.32 Матрица после задувки гелем, готова к формовке
рис.33 Повреждение корпуса
рис.34 Повреждено после удара о камни


рис.35 Это происходит после разрушения гелярис.36 Слоновая кожа - типичный брак на гелерис.37 Типичный чиж на корпусе
рис.38 Корпус восстановлен
рис.39 Корпус после ремонтарис.40 Чиж в разрезе

рис.41 Чиж, который проявился после удара





h