Алюминий
Алюминий
У нашего народа есть одно мнение: самый лучший материал в судостроении - это алюминий. Хотя, во всем мире он не очень котируется и занимает всего 5 %, относительно других материалов. И вот почему: если вспомнить из чего и как производится алюминий, то станет ясно, что этот металл очень плохо относится к электрохимической коррозии (но она возникает на всех катерах где стоят моторы, хотите вы или нет). Особенно она прогрессирует в соленых водах. Вы, наверняка, видели белые окислы на алюминии - так вот это и есть последствия той коррозии. Она приводит к быстрому разрушению корпуса.Любовь нашего народа к алюминиевым катерам вырабатывалась политикой партии в Советском союзе, и вот почему: когда партия взялась за заботу о народе, то она вменила военпрому организовать производство товаров народного потребления - так авиационным заводам досталось производство катеров. Так как заводы владели технологией сборки изделий из дюраля методом клепки, то эта технология перешла на катера, но какой металл шел на эти лодки – это была сказка. Сейчас такого дюраля, днем с огнем, не сыскать. Сколько прошло лет, а лодки того производства, как новые, правда краска облупилась, да и только. Сколько их было перепилено на металлолом, жаль, таких лодок больше не будет. Так, с детства откладывалось у мальчишек, что самые классные лодки - это «дюральки». Пластиковые были в то время дорогие, было мало, и не самый хороший был пластик, поэтому он давал больше негатива при его эксплуатации. Но вот началась перестройка - авиационные заводы стали закрываться, не стало халявного дюраля, лодки стали дорожать, продавались в основном старые запасы, нового ничего не делалось. Тут появился качественный материал для пластика: начали делать пластиковые катера, но ностальгия народа к алюминию взяла свое. Начали производить снова алюминиевые лодки, но уже по более простой и дешевой технологии.
Вот, о производстве корпусов из алюминия хотим поговорить. Сразу скажем, что это не тот дюраль, который был, а чаще всего - не очень классный материал. Простой способ проверить качество материала - это поводить рукой по поверхности. Если хороший материал, то потерев, рука останется чистая, а если это «глинозем», то рука будет грязная, и чем больше загрязнение, тем хуже металл. Так, приятель купил «алюминьку» - гордый: деньги большие. Пригласил на рыбалку, всю дорогу критиковал пластик, но после часа хода по волне, предложил я ему посмотреть на руки (мы держались за элементы катера, чтобы не вылететь). Руки отмывали весь вечер. И самое главное - хороший алюминий стоит на порядок дороже, чем кастрюльное железо. Финская фирма «Сильвер» закупили в России материал на свои катера, потом они вернули его весь, сказав, что лучше канадский алюминий - дорогой, чем ваш Российский – дешевый, ваш даже не сварить нормально.
Теперь перейдем к вариантам изготовления корпусов. Имеется в виду сварных, потому что клепанные - это уже история. Первый способ - это сборка на стапеле: выставляются шпангоуты, потом варится продольный набор и все обшивается листом - просто и сердито. Так, в основном, работают все наши производители. Второй способ: делается постель, куда выкладывается листы обшивки, а потом приваривается набор. Этот способ стал применяться больше в последнее время, так как можно сократить элементы набора, что уменьшает сварку, что очень важно, так как при сварке обшивку ведет, и корпуса получаются волнистыми, страшными, с поводкой в районе сварки. Тут два пути борьбы, первый - применять очень толстый материал, что плохо, из-за увеличения веса, а также цены, ведь алюминий продают на вес. Этот вид корпусов характерен нашему судпрому. Но для войны это не страшно, а вот если это для отдыха или престижа - то тут уже плохо. Есть еще один способ сборки, и он был еще при Союзе - кроится материал, и он собирается через специальный прокат. В этом прокате есть шлицы под лист. Вставив лист в такой шлиц через герметик, прокат пробивают с двух сторон. Получается эффект накернивания, лист держится и его не ведет. Получается гладко и красиво. Но сейчас он не применяется - надо специально изготавливать прокат, а это не дешево, да и нужно очень серьезные технологические проработки. А страна растеряла свои кадры, а неучи из институтов, которых сейчас готовят, не потянут такое.
Следующий способ - это штамповка, но тут размер регламентирован размером листа. В нашей стране таких производств нет, нужен очень мощный штамп. Чехи делают, канадцы и французы тоже. Лодки получаются качественными, чистенькими и приятными в эксплуатации.
И последний способ изготовления - это по финской технологии. Так делают катера «Сильвер» и «Бустик» в Финляндии. Они очень красивые и гладенькие, а секрет вот в чем: берется тонкий лист - 1,5 миллиметра, кроится из него, сваривают бортовую конструкцию в виде треугольника, после сварки на него смотреть страшно. Потом эту оболочку помещают в мощный корпус, по форме соответствующий будущему борту, оболочка получается в металлической коробке, туда подают под давлением вспененный материал, который еще сам имеет свойства расширения. Оболочка надувается и распрямляется - она принимает заданную форму, становится гладкой и ровной. После чего приваривается днище из более толстого материала, и получаем «канфэт» - так говорят на Кавказе. Но это очень дорогой вариант, поэтому у финнов всего пару корпусов и куча настроек. А наш Питерский «Силвер» эти борта возит из «Чухляшки», самим не сделать - дорого. Это, вкратце, объяснение сборки и изготовления корпусов из алюминия. Теперь о недостатках материала. Одна из проблем - это невозможность покрасить (чем только не пробовали - все облезает). Можно попробовать военные варианты - они держатся, но имеют вид гудроненой лодки. Жуть. Поэтому финны клеят синтетические пленки на борта, чтобы как-то украсить свою продукцию. Получается даже ничего (при условии, что борт ровненький). Наши вообще не заморачиваются - стиль а-ля Рус - и так сойдет.
Однажды были на заводе, где производят супер алюминиевые яхты. Готовые - гладкие и блестящие, как яйцо. Дивилися долго, думали: «Во класс, как делают?». Когда попали в цех, сильно удивились, и все стало на свои места: лежал корпус лодки, перевернутый килем вверх, на него была наварена сетка из алюминиевого уголка, с полкой 6 мм, ячеёй 10 на 10 сантиметров. Все это забивали специальной шпаклевкой на основе дионовой смолы, а сверху формовали стеклопластиковую корку, потом все выводилось - и вот. Так что, чудес нет. Ходит мнение, что алюминиевый корпус очень прочный. Это опять заблуждение. Пробиваются, как и все корпуса из других материалов, только лучше. Так как все алюминиевые корпуса имеют внутренние напряжения, то рвутся, как капроновые чулки. Эффектно, да еще с острыми краями разрыва: пластырь не поставить, материал не распрямить - нужно вырезать. Особенно впечатляют пробоины бортов «Сильвера» и «Бустера» - как Бобик грелку порвал. Все корпуса проблематичны в ремонте, особенно по финской технологии. Нужно менять борт, а по работе получается стоимость нового катера, а он не дешевый. Нашего пошиба делают ремонт, но это страшно, и нужно спецоборудование. Следующий недостаток материала - он гремит на воде, и причем сильно, но с этим можно смириться. Но основная проблема - все корпуса сделаны в виде ящиков: много больших плоских поверхностей, что вызывает большое брызгообразование, и вы все время, при волне, сидите мокрыми. Так что, не все то золото, что блестит. Ну и главный недостаток - это цена. Мы изготовили пастель для сборки «Флинт» 641, но когда посчитали, получилась очень высокая цена: материал обходится как готовый катер из пластика. Потом нам поступило предложение от ребят, которые варят корпуса для «Корвета». Обсчитали «520», так корпус - корыто (без палубы), получился как готовый катер, а планировалось, что палуба пластиковая. Поэтому не стали запускать, да и не хочется делать страшные катера. Когда идешь на таком катере, то страшные борта с прогибами почему-то немного раздражают, может, это сказывается плохое воспитание и катание на хороших лодках. Но мы обещаем, исправится и не обращать на мелочи внимание. Главное - «плавать», а как и на чем - неважно.
Эти строки мы разместили на сайте, чтобы вы немного ориентировались, когда будете делать свой выбор, и не слушали дядю Васю (в каждом коллективе есть свои дяди Васи), который, как бывалый, будет вешать вам лапшу на ваши уши, хотя сам ничего не понимает, а вот слышал. Удачи. Каждому свой материал, сколько людей, столько и мнений.
рис.1 Вид заплатки на толстой обшивке | рис.2 Вид на днище |
рис.3 Внешний вид после ремонта корпуса | рис.4 Готовый корпус, xорошо виден набор |
рис.5 Последствия ремонта | рис.6 Ремонт транца |
рис.7 Сборка катера килем вниз | рис.8 Сборка катера килем вниз |
рис.9 Сечение катера Silver,xорошо видны борта.Изготовлены по финской теxнологии и задуты вспененым материалом | рис.10 Современный катерный дизайн |
рис.11 Типичный катер Российского производства | рис.12 Хорошо видны прихваченные уголки закрывающие швы |
рис.13 Вид с носа | рис.14 Корпус снятый со стапеля, в момент перекантовки |
рис.15 Российский алюминиевый катер | рис.16 Сборка корпуса на стапеле, классический вариант |
рис.17 Типичный вариант алюминиевого корпуса | рис.18 Хорошо показана конструкция корпуса |
рис.18 Отремонтированный советский дюраль | рис.19 Подготовка к мелкому ремонтику |
рис.21 Советский дюраль тоже не вечен | |