Алюминий

Алюминий

У нашего народа есть одно мнение: самый лучший материал в судостроении - это алюминий. Хотя, во всем мире он не очень котируется и занимает всего 5 %, относительно других материалов. И вот почему: если вспомнить из чего и как производится алюминий, то станет ясно, что этот металл очень плохо относится к электрохимической коррозии (но она возникает на всех катерах где стоят моторы, хотите вы или нет). Особенно она прогрессирует в соленых водах. Вы, наверняка, видели белые окислы на алюминии - так вот это и есть последствия той коррозии. Она приводит к быстрому разрушению корпуса.
Любовь нашего народа к алюминиевым катерам вырабатывалась политикой партии в Советском союзе, и вот почему: когда партия взялась за заботу о народе, то она вменила военпрому организовать производство товаров народного потребления - так авиационным заводам досталось производство катеров. Так как заводы владели технологией сборки изделий из дюраля методом клепки, то эта технология перешла на катера, но какой металл шел на эти лодки – это была сказка. Сейчас такого дюраля, днем с огнем, не сыскать. Сколько прошло лет, а лодки того производства, как новые, правда краска облупилась, да и только. Сколько их было перепилено на металлолом, жаль, таких лодок больше не будет. Так, с детства откладывалось у мальчишек, что самые классные лодки - это «дюральки». Пластиковые были в то время дорогие, было мало, и не самый хороший был пластик, поэтому он давал больше негатива при его эксплуатации. Но вот началась перестройка - авиационные заводы стали закрываться, не стало халявного дюраля, лодки стали дорожать, продавались в основном старые запасы, нового ничего не делалось. Тут появился качественный материал для пластика: начали делать пластиковые катера, но ностальгия народа к алюминию взяла свое. Начали производить снова алюминиевые лодки, но уже по более простой и дешевой технологии.
Вот, о производстве корпусов из алюминия хотим поговорить. Сразу скажем, что это не тот дюраль, который был, а чаще всего - не очень классный материал. Простой способ проверить качество материала - это поводить рукой по поверхности. Если хороший материал, то потерев, рука останется чистая, а если это «глинозем», то рука будет грязная, и чем больше загрязнение, тем хуже металл. Так, приятель купил «алюминьку» - гордый:  деньги большие. Пригласил на рыбалку, всю дорогу критиковал пластик, но после часа хода по волне, предложил я ему посмотреть на руки (мы держались за элементы катера, чтобы не вылететь). Руки отмывали весь вечер. И самое главное - хороший алюминий стоит на порядок дороже, чем кастрюльное железо. Финская фирма «Сильвер» закупили в России материал на свои катера, потом они вернули его весь, сказав, что лучше канадский алюминий - дорогой, чем ваш Российский – дешевый, ваш даже не сварить нормально.
Теперь перейдем к вариантам изготовления корпусов. Имеется в виду сварных, потому что клепанные - это уже история. Первый способ - это сборка на стапеле: выставляются шпангоуты, потом варится продольный набор и все обшивается листом - просто и сердито. Так, в основном, работают все наши производители. Второй способ: делается постель, куда выкладывается листы обшивки, а потом приваривается набор. Этот способ стал применяться больше в последнее время, так как можно сократить элементы набора, что уменьшает сварку, что очень важно, так как при сварке обшивку ведет, и корпуса получаются волнистыми, страшными, с поводкой в районе сварки. Тут два пути борьбы, первый - применять очень толстый материал, что плохо, из-за увеличения веса, а также цены, ведь алюминий продают на вес. Этот вид корпусов характерен нашему судпрому. Но для войны это не страшно, а вот если это для отдыха или престижа - то тут уже плохо. Есть еще один способ сборки, и он был еще при Союзе - кроится материал, и он собирается через специальный прокат. В этом прокате есть шлицы под лист. Вставив лист в такой шлиц через герметик, прокат пробивают с двух сторон. Получается эффект накернивания, лист держится и его не ведет. Получается гладко и красиво. Но сейчас он не применяется - надо специально изготавливать прокат, а это не дешево, да и нужно очень серьезные технологические проработки. А страна растеряла свои кадры, а неучи из институтов, которых сейчас готовят, не потянут такое.
Следующий способ - это штамповка, но тут размер регламентирован размером листа. В нашей стране таких производств нет, нужен очень мощный штамп. Чехи делают, канадцы и французы тоже. Лодки получаются качественными, чистенькими и приятными в эксплуатации.
И последний способ изготовления - это по финской технологии. Так делают катера «Сильвер» и «Бустик» в Финляндии. Они очень красивые и гладенькие, а секрет вот в чем: берется тонкий лист - 1,5 миллиметра, кроится из него, сваривают бортовую конструкцию в виде треугольника, после сварки на него смотреть страшно. Потом эту оболочку помещают в мощный корпус, по форме соответствующий будущему борту, оболочка получается в металлической коробке, туда подают под давлением вспененный материал, который еще сам имеет свойства расширения. Оболочка надувается и распрямляется - она принимает заданную форму, становится гладкой и ровной. После чего приваривается днище из более толстого материала, и получаем «канфэт» - так говорят на Кавказе. Но это очень дорогой вариант, поэтому у финнов всего пару корпусов и куча настроек. А наш Питерский «Силвер» эти борта возит из «Чухляшки», самим не сделать - дорого. Это, вкратце, объяснение сборки и изготовления корпусов из алюминия. Теперь о недостатках материала. Одна из проблем - это невозможность покрасить (чем только не пробовали - все облезает). Можно попробовать военные варианты - они держатся, но имеют вид гудроненой лодки. Жуть. Поэтому финны клеят синтетические пленки на борта, чтобы как-то украсить свою продукцию. Получается даже ничего (при условии, что борт ровненький). Наши вообще не заморачиваются - стиль а-ля Рус - и так сойдет.
Однажды были на заводе, где производят супер алюминиевые яхты. Готовые - гладкие и блестящие, как яйцо. Дивилися долго, думали: «Во класс, как делают?». Когда попали в цех, сильно удивились, и все стало на свои места: лежал корпус лодки, перевернутый килем вверх, на него была наварена сетка из алюминиевого уголка, с полкой 6 мм, ячеёй 10 на 10 сантиметров. Все это забивали специальной шпаклевкой на основе дионовой смолы, а сверху формовали стеклопластиковую корку, потом все выводилось - и вот. Так что, чудес нет. Ходит мнение, что алюминиевый корпус очень прочный. Это опять заблуждение. Пробиваются, как и все корпуса из других материалов, только лучше. Так как все алюминиевые корпуса имеют внутренние напряжения, то рвутся, как капроновые чулки. Эффектно, да еще с острыми краями разрыва: пластырь не поставить, материал не распрямить - нужно вырезать. Особенно впечатляют пробоины бортов «Сильвера» и «Бустера» - как Бобик  грелку порвал. Все корпуса проблематичны в ремонте, особенно по финской технологии. Нужно менять борт, а по работе получается стоимость нового катера, а он не дешевый. Нашего пошиба делают ремонт, но это страшно, и нужно спецоборудование. Следующий недостаток материала - он гремит на воде, и причем сильно, но с этим можно смириться. Но основная проблема - все корпуса сделаны в виде ящиков: много больших плоских поверхностей, что вызывает большое брызгообразование, и вы все время, при волне, сидите мокрыми. Так что, не все то золото, что блестит. Ну и главный недостаток - это цена. Мы изготовили пастель для сборки «Флинт
» 641, но когда посчитали, получилась очень высокая цена: материал обходится как готовый катер из пластика. Потом нам поступило предложение от ребят, которые варят корпуса для «Корвета». Обсчитали «520», так корпус - корыто (без палубы), получился как готовый катер, а планировалось, что палуба пластиковая. Поэтому  не стали запускать, да и не хочется делать страшные катера. Когда идешь на таком катере, то страшные борта с прогибами почему-то немного раздражают, может, это сказывается плохое воспитание и катание на хороших лодках. Но мы обещаем, исправится и не обращать на мелочи внимание. Главное - «плавать», а как и на чем - неважно.
Эти строки мы разместили на сайте, чтобы вы немного ориентировались, когда будете делать свой выбор, и не слушали дядю Васю (в каждом коллективе есть свои дяди Васи), который, как бывалый, будет вешать вам лапшу на ваши уши, хотя сам ничего не понимает, а вот слышал. Удачи. Каждому свой материал, сколько людей, столько и мнений.

 рис.1 Вид заплатки на толстой обшивке
 рис.2 Вид на днище
  
 рис.3 Внешний вид после ремонта корпуса
 рис.4 Готовый корпус, xорошо виден набор
  
 рис.5 Последствия ремонта
 рис.6 Ремонт транца
  
 рис.7 Сборка катера килем вниз
 рис.8 Сборка катера килем вниз
  
 рис.9 Сечение катера Silver,xорошо видны борта.Изготовлены по финской теxнологии и задуты вспененым материалом
 рис.10 Современный катерный дизайн
  
 рис.11 Типичный катер Российского производства
 рис.12 Хорошо видны прихваченные уголки закрывающие швы
  
рис.13 Вид с носа
рис.14 Корпус снятый со стапеля, в момент перекантовки


рис.15 Российский алюминиевый катер
рис.16 Сборка корпуса на стапеле, классический вариант


рис.17 Типичный вариант алюминиевого корпуса
рис.18 Хорошо показана конструкция корпуса


рис.18 Отремонтированный советский дюральрис.19 Подготовка к мелкому ремонтику



рис.21 Советский дюраль тоже не вечен